Top.Mail.Ru

Статьи

Авторские статьи наших специалистов

Это для мам, у которых дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Это для мам, у которых дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Чаще всего СДВГ диагностируют в возрасте пяти - одиннадцати лет. Проявление таких симптомов родители могут замечать уже с раннего возраста. Хорошо если вы знаете, что у вашего ребенка СДВГ.

Если вы не знаете, но по признакам (я не буду в этой статье их рассматривать) вы догадываетесь, то желательно сходить к специалисту, который поможет вам выявить этот диагноз. Это могут быть психиатр и невролог. Лучше всего посетить проверенного специалиста.

С чем же сталкивается мама такого ребенка? С какими сложностями? Вообще родители? В данном случае я буду говорить про мам, поскольку именно на них ложится большая ответственность и нагрузка - по большей части эмоциональная.  Мама сталкивается с очень большим напряжением. Это связано с тем, что ребенок требует терпения, внимания, эмпатии.  Он требует дополнительного внимания к своему воспитанию и организацию жизни.

Мы с вами все разные. Если у мамы не хватает, конечно, определенного темперамента, то есть энергии ресурсов внутренних, определенных качеств в характере, которые помогают ей управлять своими эмоциями. Если у нее есть разного рода сложностей с работой, с распределением нагрузки, с ответственностью, если она воспитывает ребёнка одна и не имеет никакой возможности привлечь к помощи близких, родных, няню, это добавляет ей больше нагрузки. А это в свою очередь, сказывается на том, как функционирует общая система.

С какими же проблемами сталкиваются мамы? Конечно в первую очередь с неприятием окружающих поведение ребенка. Ведь поведение ребенка нетипичное, реакции нетипичные – эмоциональные, нетипичные коммуникация. А как обстоит дело у нас в обществе? Порой многие люди не знают, что такое СДВГ и чаще склонны думать, что это проблема родителей, воспитания и самих детей соответственно. Что эти дети не умеют себя вести правильно, не знают правил, и родители все допускают и разрешают им. Родители же в свою очередь тоже не умеют вести себя в таких сложных ситуациях, в коммуникации с теми людьми, которые критикуют, обвиняют. Они часто проваливаются, в какие - то определенные свои привычные паттерны поведения, когда чувствуют себя недостаточно хорошими. Они либо начинают себя критиковать, обвинять - выпадают полностью, либо начинают обвинять критиковать ребенка, которому становится, к сожалению еще хуже от этого. И это все переходит в состояние агрессии.  Начинают злиться на окружающих: закрываются, выгорают, начинается депрессия. Подобным образом злятся и на детей, проявляя агрессию по отношению к ним. К сожалению, это только усугубляет ситуацию.

Проблемы у детей могут быть самые разные: у кого то это может быть связано с проблемами в обучении, у кого то с удержанием внимания. Ребенок может удерживать внимание на определенное время, может быть усидчивым, но истеричным, слишком эмоциональным или агрессивным. Все это очень индивидуально. Именно по этой причине не всегда можно выявить таких детей. Возможно, нужно делать определенные тесты, в том числе ЭЭГ, которые могут помочь психиатру выявить уже этот диагноз.

И так в чем основная помощь маме должна быть? Мы с вами выяснили, что очень много разных эмоций, чувств, переживаний у нас как у родителей. В первую очередь мама должна одеть маску сама на себя и помочь себе. Если она сначала не поможет себе, к сожалению, не сможет в полной мере помогать своему ребенку. Самое главное - нужно запомнить, что ребенку нужна помощь. Психологи говорят: определите рамки, научите определять границы, выстройте отношения, начните наказывать и т.д. К каждой такой рекомендации нужно относиться очень осторожно и аккуратно.

Маме сначала нужно понять: как она реагирует, что вызывает у нее реакцию, с какими чувствами она чаще всего сталкивается. В идеале ей самой, конечно, нужно пойти к психологу, чтобы проживать эти чувства. Я бы советовала работать не с проблемой, с которой она сталкивается у ребенка, а собственными чувствами и переживаниями. Если мама чувствует себя несостоявшейся, не успешной, это указывает на  внутреннюю установку. Получается мама всю жизнь (условно маме, папе) доказывает свою состоятельность. Впоследствии когда родится такой ребенок у нее, мама соприкоснётся со всеми своими внутренними установками, от которых давно избавилась. Она стала профессиональна, компетентна, нашла любимого человека, доказала свою состоятельность как жена. И вот наступают в жизни такие изменения, когда ей надо доказывать свою состоятельность как мать. Вот здесь ей, конечно, требуется помощь психолога.

Далее, когда мы уже приходим сами в нормальное, стабильное состояние необходимо начать выстраивать грамотно свою жизнь. Если нет возможности кому-то побыть с ребенком в сложный период, старайтесь хоть в меньшей степени быть задействованной.

Теперь давайте поговорим о ребёнке. Я читала отзывы мам на разных форумах, и вижу иногда на улицах, во дворах как родители воспитывают своих детей, загоняя себя в чувстве усталости. Первая реакция: ребенок плохой, отличается от других. Здесь мы виним уже не себя, а ребенка. И, в общем то, поведение, у ребенка действительно сложное, он не слушается. Ребенок не может порой сделать то, о чем его просят, или даже бы хотел, но не получается. От этого всего он чувствует еще большее напряжение. Если его не принимают таким и начинают критиковать, ругать. Вот представьте ситуацию: вам очень больно, вы пытаетесь, с этой болью справится, и никто в данный момент помочь вам не может.  А кто - то подходит к вам и делает еще больнее. В такой ситуации вы чувствуете тупик.  Что он будет делать. Либо это будет разрушать его, он будет чувствовать полнейшую никчемность. Потому что он не хочет это принимать, не хочет быть таким, не хочет так страдать – это разрушительной силы агрессия. Она может быть направлена на самого ребенка или на окружающих. Он может разносить все вокруг, может причинять себе серьёзный вред. Может себя ранить и может не хотеть жить, это может доходить до очень серьёзных последствий. Поэтому наша задача максимально отслеживать такие моменты. Когда нам становится плохо, мы видим что становится плохо и ребенку. Здесь наша задача понимать, что ему больно.  Он сейчас не может справиться с этой болью и нам бы желательно ему помочь.

Специалисты в свою очередь говорят, что положительная динамика произойдет с годами. В большем проценте СДВГ уходит к 10 годам. А сейчас для нас самое главное вовремя помочь ребенку сформировать необходимые паттерны, дисциплину привычки, установки.

Мама изначально может быть депрессивной. Когда ей ничего не хочется. Включается некая отрешенность, не хочется ничего делать, хочется опустить руки. Но с такой установкой дальше мы столкнемся с большими проблемами у ребенка. У него ничего не сформируется, будет абсолютно неприспособленным к жизни. Он не будет уметь справляться с трудностями. Мы не знаем, как он вообще с этой жизнью впоследствии справиться, если оставлять все на самотек.

Что мы можем делать? Продолжать заботу о себе. Когда мы помимо специалиста заботимся о себе, нам нужно выстроить свой график и жизнь таким образом, чтобы у нас оставалось время на себя: переключаться, отдыхать немного, снимать напряжение, а оно у вас сильное.

Я всегда говорю: дети с СДВГ как будто у вас не один ребенок, а целых трое.  Только эти трое будут друг другу помогать, а у вас помощи не будет никакой, вы будете одна с этим справляться. И как вы можете помогать ребенку? Важно понять особенности именно вашего ребенка. Здесь надо наблюдать: где, в какой момент происходит у него перегрузка. Как вы можете его переключать, или каким образом вы можете ему помогать в этот момент?  К примеру, можете выходить гулять, если в этот момент вы знаете, что ребенок нормально себя чувствует в течение двух - трех часов. Вы идете гулять, ему становится легче. Он может взаимодействовать с вами. Это и самозанятость, и совместные игры. Или вашему ребенку может нравиться готовить, нравится возиться с водой или песком, в любом случае надо учить его самостоятельности, сколько он может. Вы даете ему задание и видите, замечаете то, в чем и с чем у него сложности. Дальше, в идеале нужно организовывать график ребенка - все должно быть по часам. Если он посещает школу или садик, к этому нужно отнестись внимательно. Встает вопрос: знают ли в садике, школе о его проблеме, как к ребенку относятся, насколько они включены, насколько понимают, в чем его сложности. Должна быть коммуникация с близкими, окружающими. Надо найти друзей с кем можно общаться. Да, это сложно. Таких детей мало кто может принять. Да и с ними тоже не просто общаться, но поиск такой надо осуществлять.

Что еще можно сделать? Поменьше вводить в жизнь изменения, стараться делать все очень мягко, максимально убирая любое напряжение. Под напряжением мы подразумеваем: крик, спешку, смену, конфликт в семье, ваш конфликт с близкими – это все слышит ребенок. Напряжение может быть связано и с определённым фильмом, разными просмотрами, где много агрессии. Причиной может стать и тяжелая музыка. Надо быть к этому максимально внимательным.

А еще бывает так, что родители пугают детей, чтобы не столкнуться с неприятным опытом. Ой, не подходи к окну, не открывай, разобьёшься, упадешь, умрешь. С этим нужно очень аккуратно. Конечно, важно предупреждать ребенка об опасности, но не надо пугать его. Не создавайте ему дополнительное напряжение, не формируйте страхи, и так много очень эмоционального давления.

Не общайтесь с людьми лишком строгими, у которых жесткие рамки. Это плохо сказывается на таком ребенке. Если к вам приходит, к примеру, няня или бабушка, которая считает что нужно обязательно съесть всю кашу – заставляет ребёнка. Не получается у него – ругает. Если вы и сами строго воспитываете, усиливаете напряжение. Ребенок может дойти до эмоционального накала, и его нервная система может не справиться с этим.

Мягкие рамки, мягкий подход, среднее между попустительством и строгостью – все это может помочь вам. Да, мы тоже не железные, устаем, можем срываться, включить привычный способ поведения, но найдите возможность себя остановить, скорректировать. Старайтесь давать ребенку больше внимания, любви.       

Если вы слышите, от каких - то специалистов, окружающих неправильные советы, не идите к ним. Часто специалисты не знают, к сожалению, как работать с такими детьми. Вы можете обойти огромное количество специалистов, которые будут вас обучать всему тому, что вам не нужно. Вы потратите время и деньги впустую, и еще будете усиливать напряжение больше у вашего ребенка, пытаясь тренироваться на нем используя советы специалистов, у которых нет достаточного опыта работы с такими детьми. С этим тоже надо быть очень аккуратным.       

Вы  можете записаться ко мне на консультацию. Сразу поясню: я взрослый психолог – гештальт – терапевт. Работаю только со взрослыми. Больше 20 лет я практикую, в том числе работаю в бизнесе. Имею большой опыт по этой теме, помогаю родителям выйти из выгорания, нормализовать свою жизнь и личную и профессиональную. Вы не только узнаете причины ваших проблем со сложным ребенком, но и сможете научиться выбирать то поведение, которое будет максимально эффективным. 

Будьте в курсе наших новостей

Мы всегда на связи

Подкаст

О чем молчат психологи?
О чем молчат психологи?